Вернуться на главную страницу
Самый
актуальный и волнующий всех на сегодняшний день вопрос
– это отмена лицензирования в строительной деятельности.
Итак, с 1 июля 2007 года действие строительной лицензии
должно было отмениться. А есть ли на сегодняшний момент
механизм заменяющий лицензирование строительства?
Согласно
принятому документу, лицензия перестает быть
обязательным требованием для осуществления деятельности
в области проектирования, строительства зданий и
сооружений, а также инженерных изысканий. В основу этой
идеи законотворцами была заложена мысль о введении иных
методов регулирования строительной отрасли, т.е.
государственное регулирование в строительной отрасли
заменить саморегулированием. В законопроект включили
норму об установлении переходного периода от
лицензирования к саморегулированию. В этот период должны
были принять закон о саморегулировании в строительной
отрасли, разработать технические регламенты в
строительстве, правила и стандарты предпринимательской
деятельности. Другими словами, должны были создать
инфраструктуру, необходимую для запуска нового механизма
регулирования и обеспечения ответственности строителей,
проектировщиков и изыскателей перед потребителями –
"технических регламентов". Эти нормы должны были прийти
на смену устаревшей системе СНиПов и ГОСТов, а последние
- перейти из разряда обязательных требований в
рекомендательные положения. Однако, к 1 июля этого года,
нормативному сроку отмены лицензирования в строительстве
в соответствии с Федеральным законом №252-ФЗ,
инициатором норм по отмене лицензирования и введению
саморегулирования так и не удалось выполнить свои
обещания. Нет ни общего законодательства в сфере
саморегулирования, ни отраслевого законодательства в
строительстве, нет четких процедур регулирования в сфере
безопасности и качества строительства и действенных
механизмов контроля в соответствии с требованиями
Градостроительного кодекса РФ и Федерального Закона «О
техническом регулировании».
15 июня
на очередном пленарном заседании депутаты приняли в
первом чтении новый законопроект "О внесении изменений в
статьи 17 и 18 федерального закона "О лицензировании
отдельных видов деятельности". В законопроект
предусматривается продление сроков лицензирования
деятельности по проектированию зданий и сооружений,
строительству зданий и сооружений, проведению инженерных
изысканий для строительства зданий и сооружений до 1
июля 2008 г.
В России совершенно нет практического опыта
саморегулирования в большинстве отраслей
предпринимательской деятельности, в том числе и
строительной и поэтому необходимо, прежде всего,
проведение эксперимента по отработке новых механизмов
регулирования в рамках соответствующего правового поля.
Выбор строительной отрасли, связанной со значительными
рисками при строительстве и дальнейшей эксплуатации
зданий и сооружений, в качестве приоритетной для
перехода на саморегулирование требует особенно
тщательной отработки механизмов возможного перехода на
негосударственные методы регулирования, включая контроль
за деятельностью субъектов предпринимательства, и
просчета всех возможных последствий деятельности в
условиях саморегулирования. Поэтому, против отмены
обязательного лицензирования в строительной отрасли в
свое время высказывались и чиновники, и застройщики.
Так, категорически против этого выступали московские
власти. По мнению мэра Москвы Юрия Лужкова, "в случае
отмены лицензирования с 1 января 2007 года мы можем
иметь катастрофические последствия". Глава
стройкомплекса Владимир Ресин также поддерживал мэра.
"Если сегодня не будет лицензирования, то будет не один
Трансвааль", - заявлял он. На необходимости переноса
срока отмены лицензирования в строительстве настаивает и
руководитель Росстроя Сергей Круглик. Свою позицию глава
Росстроя объяснил необходимостью выяснить, хватает ли
существующих механизмов для обеспечения регулирования в
отрасли, и какие механизмы после 2007 года смогут
заменить лицензирование. По
мнению директора Федерального лицензионного центра
Евгения Вахрушева, в этой ситуации есть только один
выход – временная приостановка поправки к закону об
отмене лицензирования строительства на определённый
период. За это время должна быть разработана и принята
необходимая нормативная база, регулирующая строительную
деятельность. Прежде всего, речь идёт о чётких
нормативных процедурах, определяющих качество и
безопасность объектов строительства, а также
персональную ответственность за нарушение этих
требований. Когда такие параметры будут определены,
тогда можно будет и вернуться и к вопросу об отмене
лицензирования.
С 1 июля
отменилось лицензирование строительной деятельности.
Вместо этого компании должны объединяться в
саморегулируемые организации (СРО). Законотворцами
параллельно готовились два проекта: первый разрабатывал
Комитет Государственной Думы по собственности, второй –
Комитет по промышленности, строительству и наукоёмким
технологиям. Принципиальные различия проектов касались
ряда вопросов: кто должен являться непосредственным
куратором СРО – государственный орган или общероссийское
объединение строительных организаций; добровольным или
обязательным должно быть страхование строительных
компаний; каким должен быть принцип построения работы
СРО – отраслевым или региональным; наконец, необходимо
было определить минимальное количество компаний, которые
должны входить в состав СРО. Закон о переходе на
саморегулирование в строительстве вступит в силу с 1
января 2008 года, но выдача государственных лицензий
будет продолжаться до 1 июля 2008 года.
Для чего вообще необходим переход на саморегулирование?
Современный строительный рынок содержит множество
негативных моментов. Выдача лицензий сопровождается
безответственностью лицензирующих органов и
коррупционностью. В стране выдано свыше 240 000 лицензий
на проектные, строительные и изыскательные работы.
Несмотря на огромное количество нарушений, по суду
отозвано только 130. Основная задача перехода на СРО –
переломить эту ситуацию. Кроме того, саморегулирование –
это не только замена лицензирования. В первую очередь,
это переход от государственного управления к
общественному, взаимодействие между членами союза,
выражение общих интересов, деловое партнёрство и
поддержка. Главное отличие - механизм корпоративной
ответственности: строители материально ответят перед
гражданами. Сейчас ответственность ограничивается
уставным капиталом (10 тысяч рублей), говорит
председатель комитета Госдумы по собственности Виктор
Плескачевский. По его расчетам, после принятия поправок
в России появится 25-30 СРО, каждая из которых включит в
себя 50 строительных компаний, передают «Ведомости».
Согласно законопроекту строители обязаны застраховать
свою ответственность перед гражданами, заключив договор
со страховой компанией, а также создать фонд для
компенсации возможных убытков от их деятельности. Вполне
возможно, что не все компании смогут сделать такой шаг.
Чем крупнее компания, тем меньше она внесет денег в
фонд, так как у нее достаточно гарантий своей финансовой
устойчивости. У средних и малых компаний взнос может
составлять 5-7% от сметной стоимости каждого объекта
(сметная стоимость составляет 30% от рыночной).
В первую очередь, саморегулированию подлежат компании,
которые занимаются проектированием, строительством и
инженерными изысканиями так называемых опасных объектов.
Компании по производству промышленных и строительных
материалов в эту группу не входят. Также не требуется
членство в СРО для компаний, возводящих жилые дома для
посемейного заселения – жилые дома до 3 этажей, дачи,
коттеджи; а также производственных предприятий с
количеством работников до 30 человек. Отдельно будет
утверждён список из 70 особо опасных объектов – атомные
станции, высотные сооружения и т.д. Несмотря на то, что
возводящие эти объекты компании будут входить в состав
СРО, они также будут находиться под строгим контролем
государственных органов. Контроль за деятельностью
строителей останется в руках государства. А за работой
СРО проследит специально созданный национальный совет.
Проверки строителей проведут не реже одного раза в три
года, но не чаще раза в год.
По прогнозу г-на Кошмана, из 270 тысяч строительных
компаний, у которых сейчас есть лицензии, в
лицензирование деятельности компании СРО не смогут войти
45-50 тысяч. «Не все компании, располагающие лицензиями,
соответствуют требованиям, а любое некачественное
строительство подрывает авторитет бизнеса», - одобряет
поправки юрист Gide Loyrette Nouel Дмитрий Раев.
Впрочем,
с рынка уйдут не только недобросовестные компании. По
мнению вице-президента «ОПОРы России» Алексея
Кожевникова, в СРО не смогут войти малые и средние
компании, работающие в регионах. Законопроект выгоден в
первую очередь строительным гигантам, которые хотят
«зачистить» рынок от возможных конкурентов, убежден г-н
Кожевников. Появление СРО не защитит дольщиков, считает
руководитель пресс-службы компании «С-холдинг» Оксана
Басова. Единственная обязанность участников СРО - внести
деньги в фонд и заключить договор со страховщиками. Но
их прозрачность не гарантирована. Недобросовестные
участники могут исчезнуть после того, как обнаружатся
нарушения, а другие участники СРО расплатятся за
причиненные ими убытки, опасается она.
Директор
компании «Арт-билдинг» Андрей Анохин полагает, что нужно
оставить лицензирование: «Это эффективный механизм,
который нужно отладить на местах, чтобы лицензию нельзя
было купить за деньги». А создание СРО выгодно только
государству, которому легче контролировать 10 игроков, а
не 10 тысяч.
Источник публикации: Загородная недвижимость сегодня (http://www.hutorov.net).
В связи с предстоящей
отменой лицензирования в строительной деятельности
некоторые строительные организации, у которых
заканчиваются сроки действия лицензий, не торопятся их
продлевать, а те, кто решил заняться строительной
деятельностью и вовсе бояться оформлять строительные
лицензии. У всех возникают одни и те же вопросы: что
будет дальше?, до какого времени будут действовать
лицензии?, стоит ли затрачивать свои средства, а может
быть лучше подождать?
У нас по этому поводу следующее мнение:
- во-первых, не
исключено, что срок лицензирования будет продлен еще на
год, а то и на два, т.к. нет никакой практики и четкого
отрегулированного законодательства в сфере
саморегулирования, нет четких процедур регулирования в
сфере безопасности и качества строительства, в данный
момент ведутся бурные дебаты и мнения многих
специалистов по этому поводу разделились;
- во-вторых, если все-таки инициаторами норм по отмене лицензирования и
введению саморегулирования удастся выполнить свои
обещания, то будет на какое-то время введен переходный
период замены лицензирования саморегулированием, где
наряду с развитием саморегулирования отраслей, может
сохраняться лицензирование Тем более что на основании
действующего законодательства уже выданные строительные
лицензии будут действительны еще целых пять лет - закон
не имеет обратной силы. Даже если лицензирование будет
полностью отменено, заказчик будет обращать внимание на
документы подрядчика, свидетельствующие об его высокой
профессиональной пригодности. Учитывая то, что новая
система качества в строительстве выстроится не сразу,
это очень даже важный фактор для компаний, желающих
сохранить свою конкурентоспособность на строительном
рынке.
- в-третьих, на саморегулирование может прейти часть строительных
компаний, а часть компаний будет заниматься строительной
деятельностью на основе лицензирования. Исходя из
комментариев специалистов в первую очередь,
саморегулированию подлежат компании, которые занимаются
проектированием, строительством и инженерными
изысканиями так называемых опасных объектов. Компании по
производству промышленных и строительных материалов в
эту группу не входят. Также не требуется членство в СРО
для компаний, возводящих жилые дома для посемейного
заселения – жилые дома до 3 этажей, дачи, коттеджи; а
также производственных предприятий с количеством
работников до 30 человек.
Таким
образом, если у Вас существует потребность в получении
лицензии либо сроки Ваших действующих лицензий подходят
к концу, на наш взгляд, в ближайшие два-три года Вы как
минимум ничего не потеряете, получив лицензию. Мы всегда
проконсультируем Вас, поможем разобраться в данной
ситуации, а принятие окончательного решения за Вами…
По всем вопросам приобретения, продления или переоформления лицензий, лицензирования различных видов деятельности звоните по телефону в Москве:
или свяжитесь с нами с использованием электронной формы связи.
Вернуться на главную страницу
|